Аудиторская фирма

394036, г. Воронеж, ул. Фридриха Энгельса, дом 7А, офис 206

Аудиторская фирма

Комментарии на тему «Как собственнику бизнеса снизить риск ошибок и злого умысла наемного управленца?» Часть 1-я

 

По окончании сезонных дорожно-строительных работ компания заключила, казалось бы, выгодную сделку по продаже своей техники — по цене выше остаточной стоимости. Но в следующем году строить дороги оказалось нечем: новые машины стоят гораздо дороже. Компании пришлось арендовать проданную технику на невыгодных условиях. Неприятной ситуации могло и не быть, если бы действия наемного управленца предварительно оценили независимые аудиторы.

 

Без альтруизма

Топ-менеджеров, которые желают приукрасить перед собственником результаты своего руководства и скромно умолчать об ошибках, подчас непоправимых, к сожалению, сегодня хватает. Речь — не о примитивном криминале, а об интеллектуально одаренной прослойке людей, воспитанной на новых финансовых теориях и получивших хорошее образование, а лучше два — экономическое и юридическое. Последнее, кстати, позволяет, как говорил незабвенный классик, благоразумно «чтить Уголовный кодекс».

Риск — дело неблагородное

Существует ряд рисков, которые собственник несет, когда не обладает полной информацией о результатах деятельности наемного управляющего и, соответственно, о происходящем в компании. Рассмотрим основные из них.

Риск первый. Отсутствие сдерживающего начала в действиях топ-менеджера и должной осмотрительности в принятии им управленческих решений. Вспомним историю компании, продавшей, по решению наемного управляющего, дорожную технику, а потом, с наступлением нового сезона, оказавшейся без ресурсов для дальнейшей работы. Этого можно было избежать, если бы перед продажей был проведен сравнительный анализ доходов от реализации старой техники и расходов на покупку потом новой в кредит, у завода-изготовителя или через лизинговую компанию, а также затрат на консервацию техники и хранение зимой. Ошибка топ-менеджера вскрылась уже после проведения аудиторской проверки, когда было поздно.

Также в подобных случаях речь может идти и о нецелевом использовании поступивших на счет денег, создании искусственной кредиторской задолженности, несоответствии между ценами сделок по купле-продаже имущества и реальной рыночной ценой и т.д.

Например, компания получила авансы на закупку материалов, а вместо этого использовала деньги на текущие хозяйственные расходы, надеясь приобрести ресурсы за счет последующих оплат от других заказчиков. Но оплаты задержались, материалы подорожали, и компания понесла серьезные убытки, заключив срочную сделку по цене выше рынка.

А тут вдруг подвернулся покупатель на недвижимость, принадлежащую этой же компании, как казалось, по хорошей цене. Подсчитали будущие доходы, а рыночную стоимость активов проверить сознательно или нечаянно забыли. Как потом выяснилось в ходе аудита финансовой отчетности предприятия , их можно было продать вдвое дороже, если бы компания предложила недвижимость на свободный рынок.

Риск второй. Ошибки при расчете налогооблагаемой базы. Бизнес начинает расширяться, растут обороты, заключаются новые сделки и сложные контракты, появляются отечественные и зарубежные партнеры, растут налоги. Работы много, приходят новые финансисты и бухгалтеры, разбираться с их квалификацией некогда, времени как всегда не хватает, тесты прошли — и слава богу! Старый, проверенный временем персонал тоже давно не проходил курсы повышения квалификации из-за временного лимита. Но вот поправки в наше законодательство вносятся каждый год…

Тут приходит налоговая инспекция, и оказывается, что налогооблагаемые базы сформированы неверно, поэтому НДС рассчитан неправильно, прибыль занижена необоснованно, и финансовые результаты компании надо поправлять.

Хорошо, если «визит» налоговой можно предугадать, но вдруг не получится? Что тогда станет гарантией спокойной жизни бизнеса? Такой гарантией и является своевременно проведенная аудиторская проверка.

Риск третий. Неверный финансово-экономический анализ текущего состояния и принятие неправильного решения о стратегии дальнейшего развития. Наемный управляющий ссылается на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, согласно которой показатели компании в целом неплохие. Например, она продала значительную долю своего имущества (основные средства, недвижимость, земельные участки) и закончила год с хорошей прибылью.

Однако, аудит отчетности подтвердил тот факт, что цена продажи не соответствует реальным рыночным условиям и не может свидетельствовать об эффективном развитии собственной производственной базы для ведения хозяйственной деятельности. Больше это похоже на вывод активов бизнеса.

В результате упала рентабельность, снизилась деловая активность, ухудшился ряд других экономических показателей, что в скором будущем привело к банкротству компании.

Приведенные примеры являются наиболее распространенными. Но существуют и более сложные схемы, в результате реализации которых наносится серьезный урон компании.

Доверяй и проверяй

Все эти риски для собственников становятся возможными по нескольким причинам. Из-за них действия именно управленческого персонала нуждаются в стороннем независимом анализе, который вполне возможно провести в процессе оказания аудиторских услуг. Далеко не все компании способны организовать эффективный внутренний финансовый аудит.

Причина первая. Не всегда информация, на основе которой наемный управляющий принимает решения, достоверна. Так, профиль деятельности службы безопасности зачастую слишком узок, она не решает многих вопросов. Положиться на доклады финансистов и бухгалтеров тоже нельзя, их заедает текучка: вдруг что-то просмотрели и не смогли сложить отдельные фрагменты в единое целое.

Причина вторая. Недостаточная квалификация наемного топа. Очень часто в проблемах виноват не сам бухгалтер, а тот, кто им непосредственно руководит, поскольку не прислушивается к мнению бухгалтера относительно проведения тех или иных сделок и уплаты налогов.

Причина третья. Наемный менеджер может ставить личные интересы выше компании. Здесь все понятно: такие ситуации встречаются постоянно.

Причина четвертая. Взять под личный контроль весь свой бизнес собственник не может. Ему элементарно не хватит на это времени и даже сибирского здоровья. Поэтому…

Положиться на мировой опыт

Ответ на вопрос, каким образом поступить, чтобы сохранить и преумножить свои активы, прост. Мировая экономическая теория пока не придумала ничего более объективного, чем аудит. Ведь независимый эксперт не будет «уводить» миллионы из вашей компании, он зарабатывает именно на аудиторской проверке. К тому же опыт работы с нормативной базой и финансами аудиторов богаче, чем у топ-менеджеров. В среднем аудитор за год проверяет более 20 разнопрофильных компаний. Кроме того, он хорошо разбирается в арбитражно-судебной практике по различным противоречивым вопросам законодательства, связанным с налогообложением.

Победила дружба

Существует миф, согласно которому аудиторская проверка вызывает конфликтные ситуации — между собственником и наемным топ-менеджером.

Но при грамотном подходе не возникает никаких эксцессов или недопониманий, напротив, аудит повышает авторитет компании перед налоговыми органами, бизнес-партнерами и дает уверенность собственнику в обоснованности принимаемых им и его управленцем решений. Тем более, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (см. статью 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности») все большее количество организаций должно проводить обязательный аудит своей годовой финансовой отчетности. 

 

    

394036, г. Воронеж, ул. Фридриха Энгельса, дом 7А, офис 206

info@garantca.ru
Заказать звонок
Заказать консультацию
Задать вопрос