Аудиторская фирма

394036, г. Воронеж, ул. Фридриха Энгельса, дом 7А, офис 206

Аудиторская фирма
Notice: Undefined variable: rows1 in /home/virtwww/w_garantca-ru_1636d979/http/lib/newsshow.php on line 60

Комментарии на тему «Как собственнику бизнеса снизить риск ошибок при планировании налогообложения деятельности компании?» Часть 2-я

В прошлом комментарии мы прикоснулись к интересной теме: «Как собственнику бизнеса снизить риск ошибок и злого умысла наемного управленца?». Именно прикоснулись, поскольку тема достаточно глубока и актуальна для современного бизнеса, а нынешние управленцы - «великие комбинаторы» и горазды на всякие выдумки. Вот здесь и необходимо проведение  независимого анализа и аудита финансовой отчетности предприятия.

В этой связи следует отметить, что одним из главных вопросов, которые решаются в бизнесе постоянно из года в год, является планирование и, несомненно, регулирование в рамках существующих законов налогообложения деятельности компании. 

Конечно, основным принципом налогового планирования в бизнесе является способность платить налоги, но не переплачивать. Прошли те «золотые 90-е», когда доступ к «руководящему телу» позволял получить прибыльные активы по бросовой цене, а последующий доход от таких активов перекрывал любые налоги.

Теперь хороший бизнес создается и развивается с большим трудом, а удержать его еще труднее. Приходится защищаться от ожесточенных конкурентов, для чего тратить немалые деньги, платить все больше налогов (в законах постепенно убирают всякие бреши, двоякое толкование, которое в судах рассматривалось в пользу налогоплательщика, а также льготы, позволяющие съэкономить) и считать каждый заработанный рубль, особенно в условиях нынешнего финансового кризиса.

А для этого необходимо прогнозировать не только налогооблагаемые базы, но и учитывать изменения налогового законодательства, сложившуюся судебную практику (зачастую не в пользу налогоплательщика) и направления развития правоприменения законов. Конечно, есть различные методы налогового планирования, однако, на наш взгляд, уважающему себя бизнесмену должны быть интересны именно законные методы. 

Одним из них является метод холдинга в налоговом планировании, который заключается в создании финансовой и производственной структур, которые формальным образом не связаны друг с другом и работают как партнеры.

Этот метод позволяет рационально упорядочить финансово-товарные потоки и договорные отношения в холдинге через разделение оборотов, капитала (прибыли), активов, персонала, отношений с контрагентами и снижение рисков в бизнесе. Для этого в холдинге происходит разделение ролей по деловым целям - на производственное предприятие, управляющую и финансирующую компанию, предприятие-хранитель активов (основных средств), торговый дом с функциями снабжения сырьем (материалами) и сбыта готовой продукции, а также центры обслуживания (бухгалтерские, юридические, кадровые и прочие).

Подобная организационная структура дает хорошую возможность распределить налоговую нагрузку между участниками холдинга и, кроме того, смоделировать ее в различных вариантах на цифрах, показывающих реальную эффективность налогового планирования. Кстати, таким образом работает «наше национальное достояние» - глубокоуважаемый «Газпром» (добыча газа – переработка/транспортировка – сбыт – финансы/банк – управление/обслуживание).      

Метод холдинга достаточно эффективен. Однако, применение его на практике требует хорошего знания структуры и перспектив развития бизнеса, сути налогового планирования и невозможно без участия правовых и налоговых специалистов, которыми являются профессиональные аудиторы. Они независимы, опытны, разбираются в арбитражно-судебной практике и могут предусмотреть  гарантированную защиту бизнеса в будущем.

Некоторое время назад руководство одной из серьезных организаций по строительству и ремонту автодорог приняло решение разукрупнить бизнес и передать дорогостоящее имущество – дорожно-строительную технику и недвижимость - с баланса головной организации в филиалы на местах. Намерения были благими: пусть филиалы сами платят налог на имущество, поскольку оно находится у них и используется в работе.

Прошло чуть более года, и переданное имущество оказалось в руках третьих лиц, которые сами стали заниматься строительством и ремонтом автодорог, конкурируя с головной организацией, а большая часть филиалов закрылась. Руководство головной организации пренебрегло правовой стороной принятого решения и не обеспечило за собой контроль за переданным в филиалы имуществом.     

Другим из методов налогового планирования является оптимизация конкретных налогов, которая заключается в регистрации предприятия в налоговых субъектах России, в которых введены специальные налоговые режимы  (в том числе, по ЕНВД и УСН).

Например, минимальная ставка единого налога при объекте «доходы минус расходы» равна 5% на все или почти на все виды деятельности, а также простое товарищество с их участием. Кроме того, пока существуют и зарубежные оффшоры или связанные с ними компании – нерезиденты из респектабельных юрисдикций.

Однако, не следует забывать о недобросовестных налогоплательщиках и контактирующих с ними структурах, которые в одночасье могут запросто подставить законопослушного налогоплательщика.

Как известно, рынок поставки и сбыта горюче-смазочных материалов в России всегда был прибыльным. Однажды на предприятие пришло заманчивое предложение: можно организовать поставку большого количества дизельного топлива и бензина по ценам, существенно ниже рыночных, оплата – по факту поставки.

Любой автомобилист знает, как лихорадит российский топливный рынок: цены растут, не повинуясь экономическим законам, после вмешательства правительства накануне посевной и уборочной кампаний падают на рубль, чтобы через месяц взлететь на два.

Поэтому предприятие долго не раздумывало и согласилось, ведь рисков никаких – нет поставки, нет и оплаты. Когда получили товар, деньги перевели поставщику. Прошло время, часть горючки использовали, а часть перепродали по хорошей цене, определили налоговую базу и заплатили в бюджет НДС и налог на прибыль.

Через год на предприятие пришла плановая налоговая проверка, которая в числе прочих существенных сделок сделала запрос на встречную проверку поставщика горючки. И вдруг оказалось, что поставщик-то налоговую декларацию в инспекцию не сдал, НДС с выручки в бюджет не заплатил и вообще куда-то пропал. Поэтому предприятию входной НДС не зачли и оштрафовали на крупную сумму, в результате чего убытки от такой сделки оказались больше, чем полученная выгода.  

Неприятной ситуации могло и не быть, если бы предприятие предварительно подготовило сделку. В таких серьезных случаях необходим совет независмого аудитора, который определил бы в заманчивом поставщике не менее десятка признаков недобросовестного налогоплательщика и предупредил бы об этом предприятие. Опытному юристу аудиторской фирмы, представлявшему интересы предприятия в арбитражном суде, пришлось немало потрудиться, чтобы доказать в суде невиновность предприятия и избежать взыскания налоговой инспекции.

Конечно, аудит по своей сути, с точки зрения закона, – это подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия в определенных пределах, заданных существенностью фактов финансово-хозяйственной деятельности.

А вот топ-аудит – аудит, преумноженный на рекомендации аудитора для повышения эффективности бизнеса и снижения его рисков в существующих законодательных рамках. Не всякая аудиторская фирма способна на проведение подобного аудита, а вот ООО АФ «Гарант Капитал» способно.

Так что желаем процветания Вашему бизнесу и не сомневаемся в правильности выбора!

 

394036, г. Воронеж, ул. Фридриха Энгельса, дом 7А, офис 206

info@garantca.ru
Заказать звонок
Заказать консультацию
Задать вопрос